Колумбийские златокузнецы  
Колумбия

путеводитель по странам америки
Колумбийские златокузнецы

 
Колумбийские златокузнецы
 / 
Информация/ Колумбийские златокузнецы

Колумбийские златокузнецы 

Индейцы, жившие на территории Колумбии прекрасно владели технологией изготовления золотых украшений.  Ремесло зародилось в нижнем течении реки Каука в начале нашей эры и просуществовало вплоть до испанского нашествия в начале XVI века. Наиболее искусными приемами металлообработки владели мастера из Тайроны, Сину, Муиски и Нариньо, где самые древние предметы датируются V веком новой эры.
Златообработка процветала в индейских общинах, пришедших к достаточно высокому уровню культурного развития.
В некоторых районах существовали целые поселения, среди жителей которых было много ювелиров. Они не только производили изделия для собственной общины, но и для торговли с соседями. Неквалифицированную работу выполняли подмастерья. Были и странствующие златокузнецы.

Районы золотодобычи стали и центрами металлообработки. В до-испанской Колумбии Буритика — наиболее важный такой центр — стал перекрестком бесчисленных торговых путей, идущих через Центральную Америку, Венесуэлу, Эквадор. Обычно продавцы золотого песка хранили его в стержнях птичьих перьев. Стержень определенной длины служил единицей обмена. Кое-где разновеском был кусочек меди и олова, для мелких сделок употреблялись бобы какао.
Добыча, а также обработка золота стали отдельными видами производства. В одних местах индейцы преимущественно извлекали и подвергали первичной обработке сырое золото, в других — златокузнецы обменивали свои изделия на сырье.

Буритика в гористой части Антьокии сложилась из группы поселений, обитатели которых занимались добычей золота. Некоторые месторождения были в частном владении, и тогда вожди заставляли своих подданных трудиться в шахтах вроде как по оброку; в наиважнейших центрах добычи работали рабы, захваченные в межплеменных войнах. Большей частью индейцы добывали рассыпное золото, рыхля гравий на дне и на берегах рек палкой с обожженным для прочности концом. Потом породу просеивали, пересыпали, чтобы отобрать золотосодержащий остаток, и в итоге промывали на деревянном лотке. Для такого вида разработок предпочитали сухой сезон.
На северо-западе Антьокии найдены остатки разработок кварцевых жил с уже выбранным золотом. Здесь индейцы каменными орудиями рыли очень узкие шурфы, меньше метра в диаметре, ведущие к кварцевой жиле иной раз под углом 30—40 градусов. Порой шурфы тянулись метров на двадцать, причем ни подземных галерей, ни колодцев, по всей видимости, не строили.

Руду дробили в каменных мельницах и извлекали золото. Есть свидетельства, что в некоторых местах жильное золото плавили, чтобы отделить чистый металл от сопутствующих примесей. Индейцы располагали и методами и оборудованием, чтобы делать это непосредственно у места добычи. В Буритика найдены небольшие плавильни, горны и тигли, а также, по свидетельству Педро Сиесы де Леона, «римские весы и разновески для взвешивания металла».
Чтобы достичь нужной для плавки температуры, тягу создавали через воздуходувные трубки, которые сужались к выходному концу.
После плавки на дне тигля оставался диск-пуговица диаметром в среднем 1,28 сантиметра. С одной стороны диски — их называли техуэло — были гладкие, на другой стороне отпечатывалась грубая поверхность керамического тигля. Разнообразие размеров, формы дисков, содержания золота показывают, что на этой стадии процесса не существовало строгого «контроля за качеством».

Наносное и жильное золото содержало разное количество примесей, что влияло на «поведение» золота при выплавке. Определенное количество примесей приводило к выплавке «горького» золота, которое в отличие от «сладкого» не поддавалось дальнейшей обработке. Доиспанские индейцы скорее всего улучшали качество золота способом «томления металла»: золотую пыль нагревали до красноты с солью и глиной. Этим процессом пользовались на монетном дворе Санта-Фе-де-Богота с 1627 по 1838 год согласно всем индейским правилам. Золото, полученное таким способом, легко лить, ковать, гравировать.

Златокузнецы ценили в металле прежде всего ковкость, податливость, пластичность, прочность, как, впрочем, и блеск и привлекательный вид. Хотя позолотой пользовались довольно широко, цвета меди и различных сплавов тоже весьма ценились за их окраску и цветовой эффект. Иной раз изделия из тумбага покрывали серебром, в Перу их даже подкрашивали.
Изготовляя полые предметы, златокузнецы разработали несколько смешанных методов. Простейший состоял в соединении отдельно изготовленных частей золотыми гвоздиками или кованым «швом». Этот метод использовали, когда нужно было покрыть золотыми пластинами неметаллические поверхности. В Калиме найдены золотые пластины в форме раковин, свирелей, воронок; эти пластины, видимо, покрывали давно исчезнувшие предметы из раковин или дерева.
При более сложных методах — таких, как пайка, филигрань, скань, — крошечные золотые шарики, проволочки, пластинки соединяли друг с другом, что придавало изделиям или украшениям на них удивительное изящество. Этот метод, известный еще этрускам и грекам как зернение, грануляция, использовался в Южной Америке, особенно на юге Колумбии и на севере Эквадора.

При изготовлении стандартных предметов вырезали матрицы из мягкого сланца. Большинство найденных форм имеет вид параллелепипеда с разными орнаментами на каждой стороне. Если рисунок «снашивался», эту грань гравировали заново. Эти матрицы использовались для изготовления форм, выдавливая оттиск на мягкой глине. Когда глина высыхала, полости заполняли воском.
Этими моделями пользовались при производстве бус для ожерелий и жертвенных статуэток, называемых танхос; порой изготовлялись целые восковые «простыни» для формовки мелких элементов вместе с крупными. Так, нагрудные пластины делали вместе с серьгами-подвесками.
Обработка поверхности золотых изделий варьировалась от места к месту и зависела от назначения изделия. Жертвенные предметы не отделывались вовсе. В то же время вещи, предназначенные для длительного пользования — кулоны, символические орнаменты, предметы домашней утвари, — тщательно полировали, шлифовали и золотили.

Веками доколумбовы ювелиры золотили свои изделия еще и для предохранения вещиц из тумбага от быстрого окисления медных составляющих этого сплава. Конкистадоры ошибочно полагали, что индейцы золотили изделия из сплавов, чтобы выдать изделия за золотые. Они сетовали, что добытая ими племенная дань и награбленные у индейцев предметы лишь выглядят золотыми, а в действительности — из сплавов меди: тумбага ценился испанцами очень невысоко.

Грабители-конкистадоры и следовавшие за ними охотники за сокровищами переплавили неисчислимые сокровища доколумбовых золотых изделий, практически не оставив даже описаний уничтоженного. Но археологи, изучавшие исторические и региональные различия в стиле и методе производства, отметили любопытную особенность: среди перуанских находок начисто отсутствовали примеры изящного литья, столь часто встречающегося в Колумбии, Центральной Америке, Мексике.

 


Колумбийские златокузнецы

Колумбийские златокузнецы
Латинская Америка
Острова
Колумбийские златокузнецы
Колумбия
Выбор отеля
страна
курорт
 
 
Колумбийские златокузнецы Rambler's Top100
О проекте |Карта |Рекомендуем